АРТИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ДИСЦИПЛИНА

  К.С. СТАНИСЛАВСКОГО –ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРА

 

ДЛЯ  К.С. СТАНИСЛАВСКОГО ЭТИКА БЫЛА ОСНОВОЙ, ФУНДАМЕНТОМ ПОСТРОЕНИЯ ТЕАТРА.

В ОСНОВУ СВОЕЙ РАБОТЫ Я  ВСЕГДА СТАВИЛА УЧЕНИЕ ОБ  ЭТИКЕ.

 И ТАМ ГДЕ  Я ОТХОДИЛА ОТ НЕГО, ПО РАЗНЫМ ПРИЧИНАМ, ЖИЗНЬ ЕСТЬ ЖИЗНЬ, -  ТАМ И БЫЛИ ПРОБЛЕМЫ  В РАБОТЕ.

С ПЕРВЫХ ШАГОВ В КОЛЛЕКТИВЕ НОВОГО СТУДИЙЦА ВЕЛАСЬ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  БЕСЕДА О ТОМ ЧТО ТЕАТР -  ИСКУССТВО КОЛЛЕКТИВНОЕ .

В КОЛЛЕКТИВЕ БЫЛА СОЗДНА И ОБЩАЯ АТМОСФЕРА ,СПОСОБСТВУЮЩАЯ СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОНОВ  ЭТИКИ.

КОЛЛЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ БЫЛА ОСНОВОЙ РАБОТЫ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.

ТАКОЙ ПОДХОД И ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ  ИЗБАВЛЯЛО МЕНЯ ОТ МНОГИХ ПРОБЛЕМ  В БУДУЩЕЙ РАБОТЕ .

ДАЛЕЕ ОТ УТВЕРЖДЕНИЯ О КОЛЛЕКТИВНОСТИ НАШЕЙ РАБОТЫ  МЫ ОРГАНИЧНО ПЕРЕХОДИЛИ К "ЛЮБИ ИСКУССТВО И В СЕБЕ, А НЕ СЕБЯ В ИСКУССТВЕ"

 С ПРИМЕРАМИ И ОБЬЯСНЕНИЕМ КАК НЕСОБЛЮДЕНИЕ  ДАННОГО ПРИНЦИПА В СИЛУ КОЛЛЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ, ПОВЛИЯЕТ НА ОБЩИЙ  РЕЗУЛЬТАТ.

ДАЛЕЕ  МЫ ПЛАВНО ПЕРЕХОДИЛИ К ПУНКТУ

"НЕТ МАЛЕНЬКИХ РОЛЕЙ ,ЕСТЬ МАЛЕНЬКИЕ АРТИСТЫ" ,

ЧТО В БУДУЩЕМ ОБЕЗВРЕЖИВАЛО ОТ  МНОГИХ ФОКУСОВ И ОБИД ПО ПОВОДУ РОЛЕЙ.

 

 ДАЛЕЕ МЫ ПЕРЕХОДИЛИ НА "ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ", И О ТОМ, ЧТО НУЖНО ОСТАВЛЯТЬ ЗА ДВЕРЬЮ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТА И ПРИХОДИТЬ НАСТРОЕННЫМИ НА РАБОТУ.

И БЕЗУСЛОВНО СЛЕДУЮЩИЙ ПУНКТ" 99% ТРУДА И 1 % ТАЛАНТА"

ДАЛЕЕ ШЛА ДИСЦИПЛИНА И ЗАПРЕТ НА ОПОЗДАНИЯ

И ДАЛЕЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ  АТМОСФЕРА .

УМЕНИЕ ОБСУЖДАТЬ И ВИДЕТЬ  НЕДОСТАТКИ  В ПРОЦЕССЕ РЕПЕТИЦИИ,ЧТОБЫ ПОТОМ БЫЛО ПОНЯТНО ЧТО НУЖНО ИСПРАВИТЬ .

НО НАЧИНАТЬ ОБСУЖДЕНИЕ ВСЕГДА С ХОРОШЕГО,ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЧТО БЫЛО НА РЕПЕТИЦИИ. ЗАМЕЧАНИЯ ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ  ПОМОГАТЬ.

 ДАЛЕЕ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ЗАПРЕТ НА СЛОВА СДЕЛАЮ ПОТОМ .

"ЗДЕСЬ СЕЙЧАС", И В" ПОЛНУЮ НОЖКУ" .

А СПЕКТАКЛЬ ЭТО ПРОСТО "РЕПЕТИЦИЯ НА ЗРИТЕЛЯ "

ВОТ ТАКИЕ ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ ЭТИКИ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО  КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ

МНЕ СОХРАНЯТЬ НОРМАЛЬНУЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И РАБОТУ  В КОЛЛЕКТИВЕ..

 

А ВОТ ЧТО ГОВОРИТ ОБ ЭТИКЕ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО

ЕГО УЧЕНИЦА  Л.НОВИЦКАЯ

 

Константин Сергеевич придавал вопросам этики и дисциплины актера. Он настаивал на том, чтобы актеры с самого начала своего творческого пути поняли, что без артистической этики, без ощущения коллективности в сценической работе невозможно большое искусство.

Великий режиссер не уставал напоминать о том, что особенность театрального искусства в его коллективности. Каждый член коллектива театра, будь то актер, режиссер, художник, музыкант, гример, должен чувствовать себя его частью и сознавать свою ответственность за то, чтобы коллектив действовал четко и организованно. Необходим дух товарищества, взаимного уважения и внимания, подчинения личных интересов общему делу. Глубоко осознанное, строгое выполнение законов театральной этики и дисциплины — вот непременное условие успешной творческой работы актера, всего театра.

Исходя из коллективного характера актерского творчества, Станиславский разрабатывает учение об этике актера.

—   Первым условием для создания предрабочего состояния,— говорил Константин Сергеевич, — является выполнение девиза: «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве» (этим принципом сам Константин Сергеевич руководствовался на протяжении всей своей творческой жизни. — Л. Н.). Что такое предрабочее состояние? Это — готовность к занятиям, это — бодрое расположение духа; с ним всегда надо приходить в студию, в театр. Одной из первоначальных задач тех, кто создает студию, должно быть внимание к атмосфере в ней. Если студия не сумеет сдержать, искоренить, изжить у студийцев обидчивость, вздорный характер, зависть и недоброжелательство, она не создаст не только больших артистов, но даже про-

сто хороших, умеющих привлечь внимание публики. Так что, приходя к себе в студию, оставьте все гадкое, что у вас есть, внизу, перед входом в это здание. Если же вы будете приносить это с собой и засорять, пачкать должное быть священным для вас место, то это будет плевательница; что угодно, но не место, где вы будете ценить искусство и где возможно говорить о Шекспире, Пушкине и других. Есть два типа актеров. Одни идут на сцену потому, что без искусства жить не могут, актерский труд — их любовь, их потребность. Для других же искусство не важно; они жаждут выделить себя среди толпы, хотят быть исключением, именитым и почитаемым. Первые, стремясь стать артистами-творцами, чутко ловят все замечания режиссера на занятиях студий или репетициях, с готовностью признают свои ошибки, делают все, чтобы их исправить и, как правило, добиваются желаемого результата. Вторые же, обуреваемые себялюбием, каждое замечание принимают в штыки, ищут для себя оправдания, обещают все исправить завтра же, но обычно не исправляют ничего ни завтра, ни послезавтра, ни на спектакле.

— Жажда первенства, самомнение должны быть изжиты,— учил студийцев Константин Сергеевич. — В студии все равны. Каждый — самостоятельная творческая единица. А разница в способностях — это внешние условия.

«Прекрасный, огромного обаяния человек, Станиславский не знает никаких рангов в искусстве. Он относится ко всем одинаково, для всех готов сделать все, что только в его силах, и одновременно сурово, а подчас и жестоко, невзирая на лица, критикует недостатки»[i], — так говорил о работе с Константином Сергеевичем замечательный актер МХАТ Н. П. Хмелев.

Станиславский, сам являясь образцом в выполнении требований художественной этики, упорно боролся против зазнайства, творческой самоуспокоенности не только в актерской . среде, но и у нас в студии.

. Изживайте дурные черты своего характера, — продолжал Станиславский, — самовлюбленность, зазнайство, пренебрежительное отношение к товарищам. Иначе через 10—15 лет с вами может случиться то же, что произошло со многими актерами: начинали с того, что были непосредственными, милыми, а кончали самым гнусным ремеслом. И вот, когда посмотришь, что из некоторых вышло, то неволь-

но вспоминаешь старичка, который говорил: «Милая девочка, милая девочка, а вырастет — дрянь будет».

Нужно, чтобы и вы об этом постоянно думали, чтобы и вам теребило душу — «да, это хорошо, но ведь можно лучше». Надо, чтобы эта мысль заставляла вас неустанно творчески трудиться и стремиться к лучшему. Умение трудиться — это тоже талант, громадный талант.

.

— Надо самим работать, а не рассчитывать на кого-то, не ждать, что с вами кто-то может проделать чудеса, — говорил Константин Сергеевич..

Константин Сергеевич убеждал студийцев в необходимости создания подлинной творческой атмосферы в студии, в том, что сюда, в свой храм искусства, надо нести все лучшие мысли и побуждения, оставляя за порогом мелкую зависть, интриги, сплетни

Константин Сергеевич учил студийцев создавать в театре атмосферу взаимной чуткости и внимания, атмосферу, согретую теплом дружбы и доброжелательностиК. С. Станиславский пишет: «Многие из артистов настолько несознательно относятся к своей работе, что они следят на ре петиции только за теми замечаниями, которые относятся непосредственно к их ролям... Не следует забывать о том, что все касающееся не только роли, но и всей пьесы, должно быть принято в расчет актером, должно интересовать его»[ii].

[iii].

Великий режиссер во время занятий в студии много внимания уделял вопросу о дружеской критике и критиканстве. Критик, утверждал он, умеет смотреть и видеть прекрасное, тогда как мелочный придира-критикан видит только плохое. Критикан наносит искусству большой вред: своим злопыхательством он дезориентирует творческого работника. Критиканство приводит к сплетням, склокам, интригам, разлагает дисциплину в театре и уничтожает самое творчество. Настоящую же критику надо уметь слушать и любить, хоть иногда это и бывает очень трудно.

Искренне радуясь успехам своих учеников, Станиславский в то же время был беспощаден к тем, кто своим поведением отравлял творческую атмосферу студии. Я однажды была свидетельницей того, как Константин Сергеевич первым проголосовал за изгнание одного из таких студийцев, в общем-то талантливого парня. К такой же бескомпромиссности в искусстве. он призывал и нас.

— Вы должны обязательно приучать себя к дисциплине,— Без настоящей творческой дисциплины не может быть особой закулисной атмосферы, которая необходима в каждом театре, но которая, к сожалению, не всегда бывает. Там, где существует нездоровая закулисная атмосфера, актер нервничает, выходит на сцену опустошенным и играет плохо. Зритель всегда чувствует, что делается за кулисами; в чем тут дело, я не знаю — это тайна. Когда я прошу вас, вставая, не скрипеть стульями, не громыхать ими, научиться поднимать стул, если вы его хотите передвинуть, — я знаю, что все это вам нужно для того, чтобы приучить себя к дисциплине, к организованности.

— Актер — часто напоминал Станиславский,— должен уметь подчинять свои личные интересы интересам творческого коллектива и не забывать, что он является сотворцом спектакля. И если это нужно для театра, актер обязан с полной самоотдачей сегодня играть главную роль, а завтра участвовать в массовой сцене.

Сам Константин Сергеевич, будучи уже известным актером и режиссером, по свидетельству товарищей по театру, с большим увлечением исполнял эпизодические роли, был участником массовок и даже занимался шумами.

Станиславский всегда требовал, чтобы участники спектакля являлись на репетиции точно в назначенное время. Он говорил, что опоздание или отсутствие кого-либо тормозит работу всего коллектива, дезорганизует ее. С негодованием он отмечал, что есть даже такие актеры, которые считают дурным тоном приходить на репетицию раньше назначенного срока; сознавая свою значимость и незаменимость, они считают вполне возможным для себя пренебрегать элементарными законами веж ливости.

— Студиец, воспитываемый в духе любви к искусству, — учил Константин Сергеевич молодых, — должен всегда задолго, до начала репетиции быть в театре, чтобы подготовиться к ней внутренне и внешне.

Не было случая, чтобы сам Константин Сергеевич опоздал на репетицию. «За пять минут до назначенного времени,— пишет в своих воспоминаниях старший мастер сцены МХАТ И. И. Титов, — Константин Сергеевич уже сидит за режиссерским столом, [...] кладет перед собой часы и что-нибудь чертит или пишет. Ровно в двенадцать — звук колокольчика, и мы начинаем. Горе тому актеру, которого ровно в двенадцать не было на сцене.

К. С. Станиславский пишет: «Опоздание (на репетициютолько одного лица вносит замешательство. Если же все будут понемногу опаздывать, то рабочее время уйдет не на дело, а на ожидание. Это бесит и приводит в дурное состояние, при котором работать нельзя»[iv].

А, например, во время работы над отрывками, над сценами из дипломных спектаклей студенты театральных учебных учреждений, стоящие за кулисами в ожидании своего выхода на площадку, часто разговаривают между собой о посторонних вещах, иногда даже ссорятся, выясняя отношения, разговаривают довольно громко, мешая своим товарищам, работающим на сцене, отвлекают их внимание, лишают возможности целиком отдаться происходящим событиям, да и сами находящиеся за кулисами мешают не только играющим, но и себе,— ведь они не вживаются в свою роль, не проживают событий, происходящих до их выхода на сцену; выходят пустые, незажженные настоящим творчеством. И сколько требуется времени, чтоб они вошли в глубину происходящего на сцене и вернули нарушенную творческую атмосферу, созданную до этого их товарищами.

Очень важное значение придавал Станиславский поведению своих учеников вне студии. Он подчеркивал, что актеры всегда и везде обязаны быть носителями и проводниками прекрасного: бессмысленно одной рукой создавать, а другой разрушать созданное.

— Вы должны, — обращался он к студийцам, — быть культурными актерами и культурными людьми.

— Мне говорили, — привел пример Константин Сергеевич, — что вы, бывая в театре, слишком шумите, громко критикуете. Вас пригласили в театр, вам почему-либо спектакль не нравится. Недостатки находить легко, гораздо труднее находить достоинства. Надо уметь смотреть и видеть прекрасное.

Педагог не может, — подчеркивал Станиславский, — наблюдать движение вперед своих учеников, стоя холодно в стороне. Если учитель отбывает свои часы, не зажигаясь сам и не зажигая своих учеников, — он не нужен студии. Когда педагог любит свое дело, он не замечает, как проходят часы напряженной творческой работы; не замечают этого и его ученики. Только такая работа приносит плоды.

Константин Сергеевич утверждал, что педагог, который вносит в атмосферу студии страх и трепет вместо обаяния радости,— вреден. Взаимное уважение и доверие никогда не могут поставить педагога и студийца в положение конфликта; доброта, простота, вежливость не мешают педагогу поддерживать строгую дисциплину в студии. Наоборот, именно эти качества учителя и способствуют развитию и укреплению самодисциплины у его учеников.

 


[i].

[ii] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 249.

[iii] Сб. «О Станиславском», с. 273.


 

Сделать бесплатный сайт с uCoz