В. Арро "ПРОЩАНИЕ С ВЕТЛУГИНЫМ" |
Прощание с Ветлугиным
Владимир Арро
Действующие лица: Ветлугин, хормейстер. А с я, сопрано. Сонечка, сопрано. Синеглазка, меццо-сопрано. Лидия, контральто.
Запущенная холостяцкая комната. Окно завешано шторами, но сквозь щель видно — за окном день. Обстановка самая неприхотливая, хотя несколько предметов говорят о былой зажиточности хозяина: вольтеровское кресло, трюмо. На стене несколько пожелтевших афиш, на которых самое крупное слово: «Хор». Между ними — россыпью — фотографии. Возле двери на манекене фрак, из-под лацканов - белая манишка и галстук-бабочка. В кресле сидит Георгий Васильевич Ветлугин, хормейстер народного хора, заслуженный работник культуры. Ему без малого семьдесят лет. На столике возле него аптечные флаконы, бутылка с минеральной водой, разная мелочь. Звучит музыка, например «Глория» для хора и оркестра Вивальди. Пока идет оркестровое вступление, Ветлугин занимается своими делами: принимает лекарство, пьет воду, подносит к уху и встряхивает будильник — но все это мыча и мурлыча мелодию, отбивая такт то рукой, то ногой, то движением головы. Но в какой-то момент он печь настораживается, вдохновенно вскидывает голову и обе руки. Сложная манипуляция и вступает хор, а с ним и Ветлугин. — Глория-глория!.. Глория-глория!... Ин эксцельзис део!.. Напевая и весь уйдя в музыку, Ветлугин скупыми движениями дирижирует. Входит Анастасия Петровна, пли попросту А с я, женщина лет шестидесяти, бывшая жена Ветлугина. В пальто, с хозяйственной сумкой в руках она замирает на пороге. Музыка звучит еще некоторое время, потом затихает, совсем обрывается. Ветлугин поворачивает голову. Ася. Жора!.. Ветлугин (потрясенно). Ася!.. Ася. Боже мой, Жора!.. Живой! (Движется к нему, явно намереваясь обнять, но под конец не решается.) Ветлугин). Ну, будет. Ася. Ага!... ХорошоНе вижу тебя отсюда, Жора, а я поглядеть на тебя хочу, полжизни ведь не видалась, в одном городе живем, а как разошлись, судьба не сводила, видно, так надо было, такая наша судьба, какая я тебе пара, у меня образование неполное среднее, , скучал ты со мной, , полный хор был этих певуний, я недостойна была, другую жену тебе надо было, не знаю, нашел ли, а только я с гордостью тебя вспомнила, хоть и семью завела, считай, другую жизнь прожила, а как услышу, бывает, хор, фестиваль, праздник народных талантов, ой, Жора!... (Утирает глаза.) Пауза. Ветлугин. Довольно тебе. Ася. Ага…сейчас.. (Утирается, сморкается.) Звание тебе дали, читала. Ветлугин(строго). Не о чем тут…
Ася. Что значит - не о чем? Заслуженный ты работник культуры! Культуры!... Ну? Это ведь заслужить надо. А ты заслужил его, да, Жора, да, заслужил!... Ветлугин(досадливо). Ну, ладно… Ася (горячо). Да, да, Жора! Ветлугин. Вот что ты умела, так это нахваливать. Ася (искренне.) Гос-поди, да как же это нахваливать?.. Зачем это?.. Воздавала тебе... Ветлугин Воздавала... Ася. Да. По заслугам. Ветлугин. Перестань. Так воздавала, что я боялся... как бы это сказать... не вознестись, не потерять критерии. Мужчину нельзя захваливать, Ася. А то у тебя выходило, что я чуть ли не этот... не гений. Пауза. Ася. А кто же ты! Ветлугин (после паузы). Я? Ася. Да. Гений и есть. Ветлугин (морщась). Как-то ты, Ася... Ася (перебивая). Таких артистов, как ты, мало, ой, мало, Жора! И не перечь мне, я знаю, что говорю, ведь кто я была, простая вагоновожатая, дрынь-дрынь, я ж матом могла послать какого-нибудь шоферюгу, а ты что из меня сделал?.. В белое платье одел, на сцену вместе с другими вывел, поставил перед людьми, как артистку какую, прожектором осветил и... (Самозабвенно поет, прикрыв глаза.) «Улета-ай на крыльях ветра-а ты в край родной, родная песня наша-а-а-а...» Ой, Жора!.. (Плачет, но поет.) «Ту-у-уда-а-у-а, где мы тебя свободно пели-ии, где было так привольно нам с тобо-ою-у-у-у...» Что ж ты делал со мной, злодей, ты ж меня, как птицу невесомую, над землей подымал, ты меня счастливой делал, мучитель ты этакий!.. (Утирает глаза.) Ветлугин (вздохнув). Да-а, это я умел. А с я. Ну вот, а говоришь, не гений, да ты, Жора, из гениев гений, вот кто ты! Ветлугин (протестуя). Не надо так, Ася, это нескромно... Ася (перебивает). Моя б воля, так я б тебе не только знание, я б тебе орден, я бы Героя... Ветлугин (бурно). Ну, вот это уже лишнее!.. Это не надо! Ася. Надо, надо, и когда-нибудь поймут они... В е т л у г и п. Никогда. Ася. Поймут! Ветлугин. Ни-ког-да, Ася! Ася. Поймут, поймут! В е т л у г и н. Да уже поздно будет. Пауза. А с я. Что ты сказал? Поздно? Почему, Жора?.. Никогда не поздно... (Пауза.) Жора, а что это за такая телеграмма?.. (Держит в руках.) Приди проститься... Удивил ты меня. Простились ведь... тридцать лет тому... Добром... полюбовно... Ты уезжаешь куда? Ветлугин не отвечает. (Оглядев комнату.) Значит, теперь здесь проживаешь? Насилу нашла... Богаче ты жил. Вещи были старинные, замечательные. От мамы твоей. Куда ж ты собрался, Жора? Ветлугин. К ней. А с я. А?.. Ветлугин (после паузы). Я умираю. Ас я (встает). То есть... как ты сказал?.. Так не надо говорить, Жора! Не надо! Это слово худое! Слышь, не повторяй его больше. До последнего говори: я живу! Живу! Живу!.. Ну, говори: живу! Ветлугин (еле слышно). Живу... Ася (подходит к нему). Громче! Ветлугин. О господи, живу! Ну, чего ты пристала? Ася. Ну вот, Жора, выбрось из головы... Сейчас врача вызовем. За лекарством сбегаем... Ветлугин. Да есть, есть они у меня... Ася. Где у тебя болит-то? Болит где-нибудь? Ветлугин. Как-то нехорошо мне... Ася. Вот здесь? Сердце? Ветлугин. Душа. Ася (энергично, властно). Ой, Жора, нельзя так! Жить надо! Надо!.. Ну-ка У-у-у-у, пылища-то у тебя! Сейчас приберемся... (Закатывает рукава, приносит тряпку, ведро с водой.) Вот страхота! (Начинает уборку.) Ничего, не такое видели! Я, Жора, уборку люблю, ты знаешь. Я и стирку люблю Ветлугин (вздохнув). Ты, Ася, хорошая. А с я. Да будет тебе. Ветлугин. Нет-нет, ты славная. С тобой так уютно мне было. Ты — камерная музыка, Ася! Ася. Ну, уж скажешь!.. (С усмешкой.) Думаю, и получше была. Ветлугин (со вздохом). Всю жизнь, Ася, искал я гармонии. Ася. И нашел? Ветлугин. Как сказать тебе.. Ася. Да ладно, нашел бы, так видела бы я ее, эту гармонию, а то вон, почитай, месяца два не мыто, не чищено, жирные бутылки стоят, срам какой, корки-огрызки... (Ворчит.) Тараканы, поди, уже развелись... можно ль так запустить человека... как же тут душе не болеть, если глазу нет радости... Ветлугин. Что ты бормочешь там? Ася (ворчит). Про твою про гармонию... бабы нет в доме, вот что... а бабы нет — значит радости нет... Ветлугин. Что ты ворчишь там, не слышу ничего! Ася. Чего надо, того и ворчу... артисты они, балаболы чумазые... за собой не могут прибрать... Ветлугин (как бывало). Ася, прекрати воркотню! Ася (приветливо). Так я ж по привычке, милый, я не со зла! Ты не слушай. Помнишь, может, я всегда, когда прибиралась, маленько поругивала, да не тебя, а гостей твоих, больно неряшливы были артисты, как это слово-то, Жора? Бо... бо … В е т л у г и н. Богема. Ася. Во-во, она. Я скоро управлюсь, милый, ты отдохни. Ветлугин (капризно). Ну, окна мыть, надеюсь, не будешь... ремонт мне туг разводить… Ася. Нет, сегодня только полы подмою!.. А там, коли разрешишь... Ветлугин. Ох!.. (Откидывается в кресле.) Ты, Ася, в своем репертуаре. Ася (ворчит, убираясь). На полу будто свиньи паслись, страсть какая... тряпку им в руки не взять... отвалятся у них руки-то... языком потрепаться бы... зарастут по уши, а сами и не заметят... Ветлугин. Скажи, Ася... Ася (приветливо). Да? Ветлугин. Ты не разучилась жарить драчены? Ася. Нет, а что? Ветлугин. Для кого ты их жаришь? Ася. Как сказать... Я тебе так на это отвечу, Жора: мужу нельзя. Ни жареного, ни острого, ничего такого. Было у него прошлым летом воспаление двенадцатиперстной кишки. В е т л у г и н (страдая). При чем тут кишка?.. Ася, я тебя про другое... Ася. А, да! Ни для кого, Жора! Для кого мне... Как ты их любил, никто не любит, никто не оценит. Бывало, нажарю я тебе целое блюдо, сяду напротив тебя, и такая была... гармония! Ветлугин (сглатывая). Нажарь мне драчен. Ася. Что? Ветлугин. Нажарь мне драчен на прощанье. Ася. Помилуй, Жора, на какое прощанье, о чем ты?.. Ветлугин (требовательно). Нажарь! Ася. Вот затейник-то... Стряпать я тоже люблю... Ветлугин. Знаю. Ася. Хорошо, изволь. (Уходит.) Ветлугин остается сидеть. И по тому, как он шевелит губами, качает рукой, видно, что он снова услышал хор. Между тем в комнату входит Софья Павловна, или просто Сонечка, бывшая его жена. выглядит она прекрасно, хотя одета для своих лет слишком эффектно. Сонечка. У тебя не заперто, Ветлугин, почему? Ветлугин (вскрикивает). Сонечка! Сонечка (игриво). По-че-му, Вет-лу-гин? (Задерживается у трюмо, взбивает волосы.) Ты боялся заснуть? Ветлугин. Навсегда. Сонечка. Что?.. Ничего не понимаю. (Подходит к нему.) Ну, здравствуй! У-у, пу-уся! (Целует его в щеку.) Ты постарел, Ветлугин. И пахнешь аптекой, но ты все равно пуся. Вот за это я тебя и любила. Хотя жить с тобой было нельзя.(Бросает плащ.) Куда ты уезжаешь? Ветлугин. Никуда. Сонечка. Как «никуда»? А что же это? (Достает телеграмму.) Вот это: «Приди проститься, Ветлугин». Ты меня разыграл? Ветлугин. Сонечка, я умираю. Сонечка. Что ты делаешь?.. Ха-ха-ха!.. (Разражается смехом.) Ну, не надо, Ветлугин. Не смеши меня. Ты всегда был мнительный. (Гладит его плечо.) И ка-апризный!.. Отчего ты умираешь? Не говори ерунды! Не надо! (Отходит от кресла, оглядывается.) А вообще говори, говори! Говори больше. В этом спасение. Пока я говорю, я существую... или как там... Не молчи. Тебе не с кем, да?.. Говори со мной, говори! Как тебя занесло в эту конуру? Ну, говори! Странно, после развода со мной у тебя оставалась квартирка, добротная мебель. У тебя что, был пожар? Выговорись, Ветлугин! Ветлугин. Нет. Сонечка. Что — нет? Ветлугин. Пожара не было. Сонечка. Вот видишь, уже хорошо. (Без перехода.) Слушай, я же просила, не вешай эту мою фотографию. Я, конечно, уродка, но не до такой же степени. У тебя есть прекрасный портрет, ну, тот, свадебный. (Разглядывает фотографии.) Муся... Джульетта... Сысойки-на... Ха, Рита! Черт бы ее взял! Ветлугин, ты мне изменял с ней? Ну, скажи, да?.. Или нет?.. Да-а, Ветлугин, да-а... Говори правду, ты же на смертном одре. (Присаживается на подлокотник.) Говори, говори! Да? Ветлугин. Нет Сонечка (встает , как бы разочарованная). По-чему-у, Ветлугин?.. Ветлугин. Я любил тебя. Сонечка, Фу, какой ты скучный... Да, так ты же не спросил, где я сейчас пою, тебя не интересует?.. Нет? Эгоист. Всегда был. Ветлугин. Где? Сонечка. Только не говори никому. На клиросе!.. Голос Аси (поет). «Ох, подруженьки, как грустно круглый год жить взаперти-и...» (Пауза.) Сон е ч к а. Кто это сопрано? А?.. Жена, да? В е т л у г и н. В общем, да, но... Голос Аси. «Из-за стен лишь любоваться на ве-селые поля-а...» Сонечка. Слушай, знакомый репертуар. Она молода? Хороша? (Достает зеркальце и пудрится, придирчиво рассматривая себя.) Ветлугин. Она... Сонечка (перебивает). И, без сомнения, хозяйственна. Вон как гремит кастрюлями. В твоей жизни со мной тебе этого звука сильно недоставало. А? Признайся, Ветлугин. В е т л у г и н. Ты была праздником, Соня. Сонечка (польщенная). Да? Вот за что я тебя любила, ты всегда умел говорить комплименты. Ветлугин. Ты была окошком, распахнутым в мир. Сонечка. Ну вот, а говоришь — умираешь. Но я постарела, да? Скажи, да? (Стоит перед трюмо.) Да, Ветлугин? Или нет? Нет, ты не увиливай, Ветлугин! Как я выгляжу? Ветлугин. Хорошо. Прекрасно. Сонечка (подлетает к нему). М-ммм!.. Ты пуся, Ветлугин! (Прикасается к его щеке.) Это ничего, что я тебя целую? Она ревнива? Ветлугин. Она... Сонечка (перебивает). А знаешь, все почему? Ветлугин. Что? Сонечка. Почему я прекрасно выгляжу и все остальное? Потому что я не расходовала себя на это. (Жест в сторону кухни.) Потому что ничто так не старит женщину, как серые будни. Именно в эти дни на лбу залегают морщины, выпадают волосы и с лица исчезает... цвет лица! Тогда как в праздники... о боже мой, сколько гостей собиралось в нашей квартире! Ты помнишь, Ветлугин, ты приходил с концерта или с репетиции, а у тебя гости! Они сидели повсюду, но нам не было тесно, нет! Выпивки было немного, и я даже не помню, была ли еда, едва ли, кто что принесет — вот мой принцип. Но у меня всегда была припрятана для тебя бутылка вина, да, Ветлугин? Уж этого ты не можешь не помнить! Ветлугин. И пирожок. Сонечка. Да! Ветлугин. С ливером. Бр-рр!.. Сонечка. Ну-у, Ветлугин, не привередничай, частенько я покупала паштет, голубцы, потом эти... пельмени почти всегда были. И вообще не надо, Ветлугин, не надо, не делай из меня душегубку! Можно подумать, что ты погибал от голоду! Ты вспомни, как наедался по воскресеньям в «Восточном», жилет приходилось расстегивать— так тебя потом пучило. Нет-нет-нет, ты мне скажи, ты все еще считаешь, что я была плохая жена? Отвечай, Ветлугин! Недвусмысленно отвечай! (Взгляд в сторону кухни.) Ах да, я понимаю... Ветлугин. Сонечка, но жизнь не могла состоять из одних праздников... Сонечка (перебивает). Нет, могла, Ветлугин, могла! И ты был счастлив со мной. Просто ты постарел. И тебя потянуло... тебя потянуло... В это кресло, вот куда тебя потянуло! Ты купил его у какого-то старичка, и я сразу знала, чем это кончится. Кресло разложило тебя и деморализовало, впитало в себя... Ветлугин. Неправда, Соня! Сонечка. Нет, правда! А когда сел впервые, ты ведь думал, что ты Вольтер! Ветлугин. Я не думал так. Сонечка. Нет, думал! Думал! Голос Аси. «Нам и песни не веселье, от тоски мы их поем... От тоски мы их пое-ем... а-а-а...» (А далее голосом весьма сложная рулада.) Сонечка (вскинувшись, поет). «От тоски мы их пое-ем! А-а-а...» (Повторяет руладу сильным сопрано.)
Пауза. Сонечка, встает, переглядывается с Ветлугиным.
Голос Аси. (внезапно окрепшее сопрано). А-а-а-а-а!... Сонечка. А-а-а-а-а!...
Одним словом, происходит голосовая дуэль двух вокальных дарований. Ветлугин пристрастно следит, переживает. И вот, когда Сонечки и упоении приближается к верхнему ля, в комнату входит Л і и с полной тарелкой свежеиспеченных драчен. Сонечка в немом удивлении застывает.
А с я ). Здравствуйте. Сонечка Здра... здравствуйте. Ася (ставит тарелку на столик возле Ветлугина). Я нажарила вот... Не знаю, можно ему... Сонечка. Что это? А с я. Драченки. Он любит. Сонечка. Да? Ну, пусть ест. А с я. Кушай, Жора, кушай. Ветлугин. Сонечка, это Ася.... Сонечка. А-а, так вы имели честь до .меня быть супругой маэстро Ветлугина? Ася. Имела, имела. (Ветлугину.) Дать сметанки? В е т л у г и н. Дать. Ася из своей кошелки вынимает банку сметаны. Сонечка (нервно посмеиваясь). Ха-ха... А что ты устроил, собственно? Конгресс? Фестиваль? Вы тоже получили письменное приглашение? Ася (гордо). Да, получила. Ветлугин (принимаясь за еду). Видишь ли, Сонечка, я хотел, чтобы пришел хоть кто-нибудь... А вы пришли обе... Ася. Жора, ты не волнуйся только. Ну, пришли и пришли. Кушай. Сонечка. Да, Ветлугин, ты не волнуйся. Поделим тебя как-нибудь. Мне много не надо. Ася (Сонечке). И вы кушайте. Они хороши, пока горячие. Сонечка. Спасибо. Если честно сказать, я голодна. Ну, кто бы мог подумать!.. Ветлугин, это та женщина, которую ты мне ставил в пример? Он мне вас ставил в пример. Ася. Ну уж... Какая я ему была пара... Все домашние дела у меня на уме. А то еще по фазе мы с ним не сходились. Сонечка. По чему? Ася. По фазе. Ну, по режиму дня и ночи. Он только ложится, а мне уже вставать. Мне ведь в трампарк к пяти надо было. Вот он, горемыка, и спит один-одинешенек. Ешь, Жора, ешь. Дай я тебе прибавлю сметанки. Сонечка. Да! Я ж тебе тоже кое-что принесла! То, что ты очень любил! (Отходит к сумочке.) Угадай, что это? Ветлугин (негромко). Пирожок. Сонечка (вынимает бутылку вина). А?.. Херес! Ты любил белый! (Асе.) Он обожал белый. Слушайте, по-моему, мы его балуем. Я подумала, вот человек уезжает... Да, кстати, он сказал вам, куда собрался? Ася. Выдумки это... пустое... Сонечка. Вы — умная женщина. Все это бред! Чепуха! Снимаем с повестки! Ася. От тоски это. Сонечка. Тоску — развеем! Где у тебя посуда? Ася. Я подам сейчас! (Услужливо вскакивает.) Сонечка. Да, голубушка, если можно, мне вон тот бокальчик граненый. Ася. Сию минуту! (Достает два стакана и бокал.) Сонечка. Боже, как вкусно! Из чего это сделано? Ася. Из картошки. Сонечка. Из картошки? Вот это объедение? М-м-м-м-м!.. Вот это деликатес?.. Вы кудесница, Ася. И он мог вас бросить? Я должна буду записать, как это делается. Ветлугин, почему ты так легко расстался с тем, что любил? Ветлугин (с набитым ртом). Я искал гармонии. Ася (подхватывает). Он искал гармонии. С о н е ч к а. Ах да! Искал и не находил. Ему всюду чудилась неверная нота. А женщина... Женщина не любит чувствовать себя фальшивой нотой в мелодии. Женщина— сама, как мелодия. Она хочет заполнить собою весь мир. (Поет, раскинув руки.) «Улета-ай на крыльях ветра ты в край родной, родная песня наша-а...» Ах, что ты с нами делал, Ветлугин! Tы взмахнешь крыльями, а мы за тобою! Ввысь, ввысь! Как стая белых лебедей! Ася Истинная правда, как белая стая!.. Сонечка. А? Да?.. Кстати, Ветлугин, ты негодяй. Негодяй и клятвопреступник. С тех пор как ты ушел от нас, мы распались. Нет больше «Катушки»! (Асе.) Мы пели... О нет, после тебя.... Как я пела под твоим управлением, я уже никогда не спою. А с я. И мне так не спеть. Сонечка. А? Да? Это было блаженство. Он умел поразительно сочетать голоса. А с я. Ну-ка, сочетай нас, Жора, голубчик. Сонечка. Сочетай, Ветлугин, мы ж тебе не чужие. Ветлугин (слабым голосом). М-м-м-м-м-м-м... Сонечка. Что? Не слышу! Только не умирай, Ветлугин, я тебя умоляю. (Асе.) Так я ему и поверила. Я не перенесу этого, я приму яд! А сам принимал слабительное. Было, Ветлугин? (Асе.) Было, было. Ветлугин (с неотмщенной обидой). В твое отношение ко мне всегда был примешан яд насмешки и недоверия! Сонечка. Ну полно, Ветлугин!.. Ветлугин. Да, да, ты насмехалась надо мной, иронизировала... постоянно!.. И это было не последней причиной... Сонечка. Жорж, ну нельзя же так, нужно быть справедливым. Ты же принимал вместо яда слабительное? Ну, принимал? Принимал? Пауза. Принимал? А с я. Артист, тем более такой, как наш Жора, имеет право... ну, как бы это выразиться... приврать! Сонечка. Ася, чистая вы душа, это называется художественное преувеличение. Ася. Вот-вот... Сонечка. Так разве я отказывала ему? Боже упаси! Все простится Ветлугину, все —за его талант! Ну, хочет человек поумирать, пусть поумирает, разве я возражаю. Мы даже можем позвать исповедника. Ветлугин, хочешь, устрою? Кстати, а как с завещанием? Ты изложил свою волю? Что ты мне оставляешь? Квитанции из ломбарда. (Подмигивает Асе.) Завещай мне вот этот бокал! (Асе.) Как преломляется в нем вино, какую oн дает чистоту цвета! Видите? Слушайте, Ася, давайте на «ты»! Ветлугин, мы выпьем на брудершафт,ты не возражаешь? (Наливает.) Куда ты их подевал, у тебя же была целая дюжина! (Асе.) Ну, сестра моя... А с я (вытирая губы). Ой, думала ли... Целуются. Сонечка. Вот и хорошо!.. (Ест драчену.) М-м-м-м! Объедение! Да, так ты не сказала, как это делается. Ася (обняв Сонечку). Берешь десяток картофелин, чистишь... Сонечка. Вот этого я не люблю, Ася. Нет, чистить обязательно надо! Так? И трешь на терочке. Меленькой. Кладешь три ложки муки. Сонечка. Н-ну, дальше! Ася. И яичко туда разбиваешь. Сонечка. Куриное? Ася. А какое же? Ну, солишь по вкусу. Перчику малость. Сонечка. Лаврушки не надо? Ася. Не надо. Но вот что открою тебе: положи ты туда пару щепоток сушеной зелени. Сонечка. Ага. Ася. Петрушку, укроп. Сонечка. Понятно! Ветлугин, я научилась! В следующий раз жарю я. Ася. На постном, на постном!.. Сонечка. Конечно, на постном. А ты уж думал, что я ни на что не сгожусь? Слушай, ты подашь нам настрой наконец, сколько можно просить, а, Ветлугин? А с я. Сейчас подаст. Жора, подай. Ветлугин. А-а-а-а-а-а-а... М-м-м-м-м-м-м-м... Сонечка и Ася. «Улетай на крыльях ветра-a ты в край родной, родная песня наша-а-а...»
В это время на пороге появляется Наталия Викторовна, по-домашнему С и н е г л а з к а, миловидная. Это последняя жена Ветлугина.
«Ту-уда, где мы тебя свободно пели, где было так привольно нам с тобою-у... (Увидев Синеглазку, Ася с Сонечкой подымаются и в такт песне движутся к ней.) Там под знойным небом пегой воздух полон, там под шепот моря дремлют горы в облаках...» Синеглазка (в растерянности). А, теперь я понимаю... Нет, я не понимаю... Сонечка. Между прочим, здравствуйте. Синеглазка. Здравствуйте. Гоша, что ты затеял?.. Камерный хор?.. Ансамбль? Сонечка. Как вы назвали его? Синеглазка. Гоша. А что? Сонечка. Слушайте, так это ж еще одна половецкая девушка! Да, Ветлугин? «Там под зной-ным не-бом негой воздух полон! Там под шепот мо-ря...» Синеглазка. Да, я знаю этот материал. Я только не понимаю, почему я должна проститься. Я пою теперь в другом коллективе... в другом стиле... С о н е ч к а. Вам не нравится наш коллектив? Синеглазка. Нет, почему же... Дело не в этом... Сонечка. Простите, как вас зовут? Синеглазка. Наталия Викторовна. Сонечка. Ну, не так сложно, мы здесь свои... Я, наверное, немного старше вас, а все зовут меня Сонечкой... А с я. А я Ася! Сонечка. Она Ася. Ну, скажите, как он вас звал?.. Ну, скажите... Ну?.. Не таитесь... Как? Синеглазка (потупившись). Синеглазка. Сонечка (укоризненно). Ветлу-угин, ай-яй-яй, заарканить такую фуфочку... такого зайчика... можно сказать, лань... Заарканить, а потом погубить! Да ты Синяя Борода, Ветлугин! Синеглазка (волнуясь). Нет-нет, дело не в этом... мы расстались... мы разъехались к общему благу. Гоша, ведь так? Ему без меня лучше. Гоша, тебе ведь лучше без меня? Я отдаю ему должное, более того, я преклоняюсь перед ним, как перед человеком... который поставил мне голос!.. Синеглазка. Я понимаю, но прошло время... между нами ничего нет и... я пою в другом коллективе, в другом стиле и... почему я должна проситься... теперь...Гоша, что это значит, скажи наконец? (Протягивает телеграмму.) Сонечка (перехватывая, читает). «Приходи проситься, Ветлугин». Оригинально. С и н е г л а з к а. Мне очень неприятно, что я... в присутствии посторонних людей... Ася. Жора, у тебя стиральный порошок есть? Ты извини, я, тебя не спросясь... белье замочила. Сонечка. Вот видите, какие ж мы посторонние? Ветлугин. Стирального нет. Есть порошок для бритья. Возьми. Весь. Он мне больше не нужен. Ася. Ага... Тогда я закипячу. С хозяйственным мылом. Ты не волнуйся, Жора!
Синегл А что, собственно, происходит?.. Гоша, ты извини, я... ненадолго... внизу меня ждет такси... Ветлугин (после паузы). Как ты живешь? Синеглазка. Хорошо. Я уволилась с телеграфа и поступила в ансамбль. Ветлугин. Какой? Синеглазка. Ну, неважно... ты не знаешь... Мы подпеваем солисту. Сонечка. Это называется «кошки». Эй, водитель! Я вам говорю!.. Да, да, вам! Фуфочка не поедет. Синеглазка. Что? Почему?.. На каком основании? ! Синеглазка. В чем дело? Почему вы распоряжаетесь моим временем? Сонечка. Зайчик мой, это время распоряжается нами. Куда вы поедете, когда наш муж умирает. (Снимает с Ветлугина плед, охорашивает его.) Красавчик наш... у-у-у, пуся! Столько хорошеньких женщин собрал! Шалун. Синеглазка. Как вы сказали?.. Наш муж? Сонечка. Ну да. А что? Вы думаете, вам одной повезло? Мы тоже хотим попрощаться. Кстати, в текст телеграммы вкралась ошибочка: не проситься, а проститься он вас звал. Так что прощайтесь, Синеглазка. Гоша, это правда... то есть это неправда?.. Это неправда, Гоша! Скажи, что это неправда! Ты не умрешь! Сонечка. Он будет жить вечно в наших сердцах. Синеглазка. Как вы можете!.. (Чуть не плача.) Это неправда, Гоша? Это неправда... . . Синеглазка. Так это неправда, Гоша? Сонечка. Господи, почему вы не верите? Он лгал вам? Синеглазка (горячо). Никогда! Сонечка. А вы ему? Синеглазка. Я лгать не умею. Сонечка. Я сразу это поняла. Продолжайте прощание. Синеглазка. О боже мой... Так это правда ? Надо же что-то делать! Сонечка. Мы делаем. Мы делаем для него лучшее, что умеем. Да, Жорж?
Ася (Сонечке). Может, тебе чего постирать? Заодно уж. Сонечка. Да, вот платочек. Пусть будет свежий. Ася. А вам? Синеглазка. Нет, ничего... тогда и я что-нибудь... Я не знаю, чем я могу... С о н е ч к а. А что вы умеете? (Асе.) Лгать она, видишь ли, не умеет. Синеглазка. Нет, не умею. Сонечка. Ну так что, что? Синеглазка. Я не знаю... многое... Сонечка. За что вас хвалил Ветлугин? Синеглазка. За то, что я молода... а что вас так удивляет? Он говорил, что я его лебединая песнь. Сонечка. Я — праздничная увертюра! Ася (стесняясь). А про меня говорил, что вроде камерной музыки. Сонечка. Ну вот видите! Разве в этом дело? Вы покажите ваше умение, ваш особый талант. Синеглазка. Гоша, я просто теряюсь... Ветлугин. Ты хорошо вязала. Сонечка. Ну так вяжите! Синеглазка (недоверчиво). Да?.. Ладно... (Отходит.)
Ася уходит на кухню.
Сонечка (О-о, теперь я знаю, за что ты ее полюбил. За простодушие. Да, Жорж? Она —святая! (С угрозой.) Да, Жорж? Она глядела в твои глаза широко раскрытыми синими глазами, и в них отражалась бездна неземной чистоты и доверчивости. Офелия! Сольвейг! (В исступлении.) Да, Жорж? Синеглазка (достав вязание). А что мне вязать? Сонечка. Вяжите тапочки! Ася (появляясь). А еще, Жора, ты любил беляши. (Сонечке.) А делать их так: замешиваешь тесто дрожжевое.., и ставишь на час к батарее. Тем временем приготавливаешь фарш.., Сонечка (с угрожающим торжеством). А, Ветлугин? Каков ансамбль? Это ли не гармония! Но ты не достоин ее, да, теперь я тебе скажу: ты ее не достоин. Кто ты, оглянись на себя, Ветлугин? Кто ты такой? Маэстро безголосого хора! Это же смехотворно! (Кричит.) Что, эти жалкие потуги, это, по-твоему, искусство?.. Гений красных уголков и общежитий, ха-ха! Заслуженный деятель жилищных контор! Ничтожество!!! (Задыхается, всхлипывает.) О, прости меня, Жорж... прости меня... (Плачет.) Тягостная пауза. Ася (всхлипывая). Ну вот, а потом тесто месишь и тоненько так раскатываешь... Сонечка (утирая глаза). Спасибо, Ася, но с тестом у меня тоже сложные отношения. Ася. Ага, тогда я нажарю. Жора, я тебе после нажарю! Сонечка. Подруги, сестры! И вы простите меня. Я не права. Давайте выпьем! Жорж, я не права, ты хоть раз слышал, чтобы я в этом призналась? Ну, прости меня! Подруги! Теперь, когда мы все собрались... Да, Жорж, я надеюсь, никого больше не будет? Ветлугин. Нет. Сонечка (встает). Теперь, когда мы все в сборе, давайте поднимем бокалы за Ветлугина... как за мужчину! Надо отдать ему должное, он умел любить. Ася. Да-да, он ласковый был, как голубь! Сонечка (воодушевляясь). Ветлугин отдавал себя женщине, как истинный кавалер, как рыцарь, как флибустьер... Ася. Вот этого слова я не знаю. Сонечка. Я тоже, Ася, но дело не в этом. Пылкость его признаний могла украсить страницы куртуазных романов, свобода и изящество в проявлении чувств... Ася (перебивает). Да-да, ручки целовал! Сонечка. Да что ручки — край платья! Ася. Голубчик наш... Сонечка. И мог выпить вино из туфли возлюбленной! Синеглазка (неожиданно восторженно). И мог поднять на руки и закружить, закружить, закружить!.. (сконфуженно умолкает.)
Пауза. Сонечка. Да?.. Значит, я передала его вам не в худшем виде. Ася (Сонечке). А от меня какой он ушел? Гладкий, упитанный. Сонечка. Ветлугин, это ничего, что мы говорим о тебе, как об эстафетной палочке? Синеглазка (в упоении). А цветы! Роскошные букеты живых цветов... Ася (мечтательно). А я шоколадные вафли любила, ах, любила! Он мне покупал. Кулек в день. С о н е ч к а. Подруги, но что может сравниться с той благодатью, которую он нам открыл,—с божественным даром пения! Ася и Синеглазка. Да! Да! Истинно! Это правда! Сонечка. С тем неземным полетом, в который пускались мы, забыв обо всем, по взмаху его волшебной руки... Синеглазка (вдруг поет). «Улета-ай на крыльях ветра ты в край родной, родная песня наша-а...» Сонечка. Да?.. А посвежее у вас ничего нет в репертуаре? Синеглазка. А что такого? Мы пели это в хоре С о н е ч к а. И что еще? С и н е г л а з к а. Еще?.. «Ох, подруженьки, как грустно...» Потом эту... Со н е ч к а. «Нам нет преград...»? Синеглазка. Да. Сонечка. «Ни в море, ни на суше...»? Синеглазка. Да. А что вас так удивляет?
Пауза. Ася. Вот видишь, Соня, он пронес свой любимый репертуар через всю жизнь! Синеглазка. Конечно, он сохранил его! Сонечка (грустно). Он сохранил его. А женщин менял... А может быть, надо было наоборот? Ася. Не знаю, но... он же искал гармонию. Сонечка. Он искал и не находил. Синеглазка. Почему, он нашел ее. Сонечка. В ком? Уж не в вас ли? Синеглазка. Во мне. А что вас так удивляет? Он так говорил. Сонечка. Это от щедрости. Синеглазка. Нет. Сонечка. От великодушия, которое всегда подводило его. Синеглазка. А вот и не так. Сонечка. От бесконечной веры в свои заблуждения. Синеглазка (вспыхнув). Вы говорите так, потому что я среди вас самая молодая! Сонечка. И завидуем вам? Синеглазка. Может быть. Сонечка. Как самой молодой жене маэстро Ветлугина? Синеглазка. Да, если хотите. Сонечка. Разберемся. ! Синеглазка. Гоша, что они говорят, Гоша!.. (Бросается к Ветлугину, но тут же отскакивает.) Что с ним? А?.. Ася. Боже милостивый... Сонечка (подходит к нему на цыпочках, затем оборачивается с улыбкой).Подруги, а наш возлюбленный спит!.. Ася. Слава богу, умаялся с нами... голубчик наш... Сонечка (шепотом). Сон — лучший целитель! Ася. Я постираюсь покуда... (Уходит.) Сонечка. Хорошо, Ася. (Синеглазке.) А вы вяжите! ( Синеглазка подходит к столику и забирает бокал. Зачем вы взяли бокал? Синеглазка. Простите, но это двенадцатый. Сонечка. Что? Синеглазка. Это — двенадцатый! Их дюжина, Сонечка. Да?.. А что те одиннадцать... уже у вас? Синеглазка. Да. А что? Я забыла его в спешке... А что вас так удивляет? Мы разделились... Мы разъехались и поделили имущество, а что тут такого? Сонечка. И мебель? Синеглазка. И мебель. Сонечка. И квартиру? Синеглазка. Да. А что тут странного, это же естественно!.. И не смотрите так на меня, не надо... Я ни в чем не виновата... ни перед вами... ни перед ним... Сонечка. Вы чистая, Наталия Викторовна, вы наивная! Вы святая!.. К кому же теперь обращен ваш безгреховный, ангельский взгляд? Синеглазка (пряча бокал в сумку). Это вас не касается. Ася (входя). Бывало тоже, придешь со смены, в полдень на дворе, солнышко, а он, мой голубчик, спит. Шторы в комнате занавешаны, а окошки открыты. Голуби во дворе курлычут. Воздух чистый, хотя и сухой. Я подойду к нему... (Подходит к манекену, гладит его.) Жорочка... проснись, голубчик... покушать тебе надо... Покушать ведь надо? А у нас в трампарке тогда печенку сырую давали... Ох, любил он печенку!.. Жо-роч-ка!.. Сонечка (подходя к манекену). А мне нравилось, когда он надевал фрак.Появлялось в нем сразу что-то монументальное, даже, я бы сказала, высокомерное... Такая, знаете, бездна достоинства... (Гладит фрак.) Георгий-победоносец! Синеглазка (подходя с ясными глазами). А я любила пройтись с ним по набережной после концерта. Он был весь еще во власти музыки! Ах, он бывал удивительно подвижен и моложав! Однажды он сорвал мне тюльпан с газона возле Казанского. Милиционер засвисте, и мы побежали! Сонечка (указывая на манекен). Вот он? Побежал?.. Синеглазка. Да, а что вас гак удивляет? Со мной он помолодел, обновился... А с я. А мы с ним по парапету Невы, бывало, ходили Идешь, а под тобой волны, пена, ой, страсть! Через решетку Летнего сада лазили... Сонечка. А я помню, как сидели мы у спуска к воде, на гранитных ступенях и ели хрустящие французские булки, которые купили прямо из хлебного фургона. Это было около полуночи — время развозки свежего хлеба. Как давно это было!..
Обе створки двери сами собой распахиваются, и в комнату входит первая любовь Ветлугина — Л и д и я. Взгляд ее неподвижно устремился на Ветлугина, и он открывает глаза. Женщины сгрудились у манекена. Долгая пауза. В е т л у г и н. Лидия? Л и д и я. Юрочка, ты умираешь? В е т л у г и н (в крик). Да!!! Лидия (подъезжает поближе). Не бойся, я с тобой, Юрочка. В е т л у г и н (в сильном волнении). Я даже не знал, жива ли ты... Ты... ты откуда взялась?.. Ведь мы же расстались с тобой еще .. Лидия. Уж не думаешь ли ты, Юрочка, что я тебе померещилась? Или приснилась во сне? Дай руку. Видишь, колечко твое. Тогда не модно было дарить колечки, но ты подарил.... В е т л у г и н. Это мамино... Лидия. И я носила его. Ветлугин. Ты пришла проститься со мной? Лидия. Отчего же? Нет. Ветлугин. Нет? Ага, понимаю... С упреком. Когда человек умирает, самое время напомнить ему, что он был не прав. Что ж... Тебе есть в чем меня упрекнуть... Я смалодушничал, Лидия... Да-да!.. Мы любили друг друга и давали клятву не расставаться, но... увы, любовь твоя была слишком строга. Ты настаивала, чтобы я продолжал учиться... и не разменивался... Ты прочила мне большое будущее... И я испугался. Лидия. Юрочка, но ты же сам мечтал дирижировать «Глорией»! Ветлугин (печально). Да. Мечтал... Но я был молод, нетерпелив. А потому легкомыслен и скор на решения. Пойми, Лидия, мне все казалось, что время уходит, что я непростительно медлю Лидия (тоже печально). И ты бросил учение... Ветлугин. Я бросил учение, вскочил на первые попавшиеся подмостки, решительный, дерзкий, в надетом впервые фраке, взятом, разумеется, напрокат, вскинул руки — и... Ас я, Сонечка и Синеглазка (на три голоса, у манекена). «Улета-ай на крыльях ветра ты в край родной, родная песня наша... Ту-уда, где мы тебя свободно пели-и... где...» Резкий жест Ветлугина обрывает пение. Пауза. . Ветлугин. Я так и не собрался учиться. Может быть, потому что тебя со мной уже не было. Лидия. А ты меня и не искал. Ветлугин. Я боялся. Боялся! Так ты все же пришла меня упрекнуть? Лидия. Нет, совсем нет. Я пришла к тебе с просьбой. Ветлугин. Какой? Л и д и я. Поживи еще, Юрочка. Пауза. Ветлугин. Каким же это... образом... пожить? Лидия. Хорошим. Ветлугин. Да, но где взять силы... чтобы все это... Лидия. У меня еще кое-что есть. Я с тобой поделюсь. Ветлугин. Ты?.. Но ты же сама... Лидия... Вставай, друг мой, подымайся, нехорошо рассиживаться...
Ветлугин встает. Лидия делает несколько шагов навстречу ему, он порывисто бросается к ней. Вот так... ты меня поддержишь, я тебя... Потом снова ты меня... Все-таки ты мужчина.
Стоят рядом, поддерживая друг друга. Старики обычно живут тем, что предаются воспоминаниям. Юрочка, а что же, нам нечего вспомнить? Разве мы не были молоды? Я и сейчас помню наши вечеринки в музыкальном училище. Звучат «Брызги шампанского».
Юрочка, кто кого пригласил в первый раз, ты меня или я тебя? Ветлугин. По-моему, я тебя. Л и д и я. Неправда, друг мой, неправда, ты запамятовал, пригласила я тебя, комсомольская гордость мне позволяла.
Лидия кладет руку на плечо Ветлугина, и они степенно танцуют. Глядя на это, женщины тоже принимаются танцевать: в одном углу — Сонечка с Асей, в другом — Синеглазка с манекеном.
Ветлугин. Но потом я тебя, и уже—постоянно! Лидия. Не возражаю, не возражаю. Танцуют. Ты был замечательный кавалер, ты все время срывал мне цветы с общественных клумб, и мы с тобой резво бегали от милиционеров.
Останавливаются, не оставляя друг друга. Между тем женщины все танцуют.
Мы были бедовые, Юрочка! Мы лазили через решетку Летнего сада! Ветлугин. И пили там что-то?.. Лидия. Нет, ничего не пили. Мы целовались. Ветлугин. Да, конечно... Лидия. По парапету ходили, а внизу плескалась злая вода! А помнишь, однажды мы сидели у спуска и ели теплые венские булочки? Я их купила прямо с фургона. Ветлугин. Это я их купил. Лидия. Да? Значит, я попросила тебя, друг мой, чтобы ты их купил. Ветлугин (сварливо). Тебе и в голову не пришло бы просить меня об этом! Друг мой. Идея была моя! Лидия. Да? Действительно. Не возражаю, не возражаю. Ветлугин. Ну, рассказывай! Лидия. Что? Ветлугин. Все. Ты поешь еще? Лидия. Ну, ты мог бы не спрашивать. Нет, конечно. Разве что под настроение... Ветлугин. Прекрасно! Нам как раз не хватает контральто. Для полной гармонии. (Требовательно хлопает в ладоши. Голос его, усиленный микрофоном, звучит, как из репетиционного зала.) Приготовились!.. Поближе, поближе!.. Что там такое, оставьте вы манекен! Сопрано, встаньте рядышком, рядышком, я сказал! Оркестр готов? Женщины образуют возле него полукруг. Внимание!.. Взмах руки, и звучит «Глория» в исполнении оркестра и хора. Женщины поворачиваются и не торопясь движутся к авансцене. Губы их сжаты, печальны глаза. За их спинами медленно угасают руки Ветлугина.
|
|